russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий (ouranopolis) wrote,
russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий
ouranopolis

Categories:

Воля к смерти как путь безнадежных. К поездке на Карженец.

Офигительная статья от comte_de_varand
http://comte-de-varand.livejournal.com/293627.html
"Воля к смерти - новый русский региональный бренд" напомнила о теме,возникшей после поездки на Керженец (а на самом деле ещё раньше, когда мы с Юрасовым штурмовали Каман в поисках отца Рафаила), теме, которую я жевал-жевал и так и не разжевал - тема религии для отчаявшихся.
            Статью я не дописал, потому как явственно почувствовал что силёнок не хватает, - раскол утверждать - грех, а писать ещё одну сиропную стать. не хотелось.
           Но ясно, что история с Диомидом не только происки всяких "врагов", сколько действительно отблеск топора тех, кому в современной России терять вообще нечего и которых не Селигер не приглашают. В своём последнем варианте наброски статьи выглядели так:

ПОБЕГ НА КЕРЖЕНЕЦ

Ждёт ли нас христианская молодёжная революция?

Добровольно ушедший в подвал
Заранее обречённый на полнейший провал
Я убил в себе государство.
Убил в себе государство.
Егор Летов


Возродившись в 90-ых, Церковь сделала вид, что она была всегда, но оказалась таким же новым явлением, как кредиты и Интернет. В советское время немногие семьи сохраняли церковную жизнь – для многих традиция прервалась ни в одном, а в нескольких поколениях.

Сначала мы умилялись «возвращению духовности»: какие они всё-таки милые это батюшки! Ходят в странных одеждах и так смешно говорят. Потом по телевизору стали показывать ХСС (так москвичи называют Храм Христа Спасителя). Там стояли Серьёзные люди и все истово крестились.
Стало как-то странно, а что же ты не крестишься? И вообще, когда говорит священник, возникала дрожь, как будто милиционер говорит – так уверенно, и не поспоришь.
Молодёжь разминулась с официальной русской церковью... Для того, чтобы захватить молодёжь нужны авторитеты. Интересные, яркие, не сгибаемые с простыми и ясными принципами, которые при этом, принципы христианские.

* *

."Керженец" - не просто название реки, это целая область в центре Нижегородчины со столицей в городке Семёнове, край, который рассекает одноимённая река. По её имени старообрядцев часто называют "кержаками".
История Керженца история тысяч безвестных святых, могилы которых сегодня неизвестны и заросли в местных чавкающих, болотистых лесах. Это для старообрядцев они – святые, но для официальной церкви – нет, ведь, многие обрели свою святость и мученическую смерть в сопротивлении воли официальной церкви.
Многие кладбища их заросли – и мест их никто не знает. Кто здесь похоронен? По количеству незнаемых святых и мучеников Керженская земля, наверное, может поспорить только с «полями уничтожения» 30-ых годов.
Центр и символ всего Керженца - Каменный вражек - просторная возвышенность среди заболоченной местности вокруг. Кругом - поля и невероятное, высокое голубое небо. Здесь когда – то стоял самый главный и авторитетный Комаровский скит.

Сейчас здесь звенящая тишина.

Но жизнь есть.

Зелёный крест с табличкой «Мать Манефа», за ним большой восьмиконечный крест с такой же табличкой - Комаровский скит. Через поле идёт тропинка к деревянному навесу со старым известняковым саркофагом. Кто-то здесь работает, но мы его не застали: буквально, только что отошёл - в изголовье «Манефы старой» или Манефы первой», основательницы скита, строит небольшой кирпичный столбик. Что это будет – часовня? Неизвестно. Кто-то, хоть и скромно, приглядывает и сегодня за святыми керженской земли.
Здесь, всего в 500 километрах от Москвы, начинается тайга, здесь можно видеть «пазори» - северное сияние. И сегодня местность в 80 километрах от миллионника «Нижнего Новгорода» населена слабо.
Керженское «обчество» отстроило само себя: они были независимы экономически - те, кто "держались старинки" первые создали основу российского капитала, сформированного по Волге. Хотя старообрядцы чуждались прогресса, но по тем временам их «бизнес-модели» были прогрессивны. Они были независимы «информационно», в богослужении признавались книги, выпущенные только до 1667 года, поэтому староверы стали первыми собирателя -"старинщиками", антикварами и букинистами.
Центром этой цивилизации были скиты - моленные, дома с хозяйством почти на 1000 человек, соединённые между собой переходами, так называемые «стаи», тут проводились богослужения, тут учились дети богатых родителей. Вначале 90-ых были Их разгоняли, а они всё равно читали. Не та вера праведна, которая гонит, а которую гонят, - говорили они.
Возможно ли христианская революция среди молодёжи? За спиной остались обманки виртуальной реальности и наркотиков. Свободно только поле «переоткрытия» христианского наследия. Новым революционерам, появление которых можно предсказать лет через 5-10, как «откат» от потребительской культуры, пригодится модель Керженца.
Большой керженский «военный секрет» - это «приватизация» веры, выхватывание её из рук государства и чёткое понимание – вера и уклад нераздельно связаны.
Сталинское раскулачивание ударило по старообрядцам сильнее, чем уничтожение скитов – к последнему они привыкли, а вот шельмование самого образа жизни, крепкого хозяйствования не выдержали. Старообрядцы не живут там, где разруха: они основательны во всём.

Повторение керженской модели в недалёком будущем – это выстраивание больших, деревенских поселений, максимально независимых от государства и массмедиа идеологически. Поселения, встроенные в экономику, замкнутые на самозанятость и на межобщинные связи, большие семьи, но главное – на собственную культурная событийность в которых построена по принципу внутреннего циркулирования и выход на контакт с людьми одинаковых взглядов.
100 лет назад местная укладность делала Россию и русских интереснейшим калейдоскопом. Резко выделяли разные группы населения именно что образом жизни. Большевики после революции, прежде всего, начали уничтожать – разность.
Сегодня мы разнимся в одежде, о том, что мы разные кричит реклама на стенах, но, по сути – мы все по-прежнему одинаковые, ведь, для того, чтобы быть другим недостаточно сменить шмотки, надо сменить всё – от того, где ты живёшь, как ты живёшь, во что веришь, что тебя окружает и как ты зарабатываешь деньги. Вспомнить, что своеобразную старообрядческую «триаду» можно представить как «род-вера-дело». Вера диктует укладность: географический, выход за пределы мегаполиса, выпадение из традиционного поля медийности и создание своего.

Керженец – это модель, к которой имеют вход все, кто хочет к ней присоединиться: и новообрядцы и старообрядцы. Для этого необходимо желание жить в России, широта мышления, решительность, смелость и, главное, «не впадение» в штампы.
Для нас интереснее всего не канонические расхождения двух церквей, а ту модель отношения личность-государство, которое предложили старообрядцы. Она сверхактуальна: это активная жизненная позиция + «убивание» государства в себе. Понимание необходимости очищения собственной жизни, продолжения рода ищет точку опоры в не поддержке государства и сиюминутных социально-экономических условий, а в поле культурно-религиозного самоопределения, которое ставится выше, чем гражданская идентичность.
Причина поисков «своего христианства» у молодёжи понятна: слишком много в современной российской жизни плохого, от чего хочется отгородиться, найти в себе корни и основания, для восприятия своей же страны «немного иностранцем», чтобы удивлённо поднимать брови на подковёрные вопрос милиционера о взятке, не трястись перед властями, и не объяснять случайным соседям в купе, что ты не пьёшь не потому что ты их не уважаешь.
Состоится ли христианская революция внутри Русской православной церкви как новое поколение иерархов-пассионариев? Нельзя этого отрицать, ведь, церковь – это широкое поле,
внутренний разговор с тысячелетним наследием русских святых, среди которых и те, которые «по старому обряду». Пока же и церковь не наша, и земля и страна.
Subscribe

  • Загадка "разорванной" Окской

    Пост будет интересен только для таких москвофанатов, как я: для меня, как известно, очень был важен тот факт, что ЖК Баланс, на который я…

  • Поездки с ВВС, 23 марта

    Вышел из комы ночью там, где храм на крови без крова*, Капельницы в клочья, жить начинаю снова. Разлетелась вода снегом, белой ваты жую мясо,…

  • Тезисы и предложение выступить в ОП города Москвы

    Тезисы к встрече в ОП города Москвы (комитет по культурному наследию) Межрегиональная общественная организация "Архивный дозор" создана историками,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Загадка "разорванной" Окской

    Пост будет интересен только для таких москвофанатов, как я: для меня, как известно, очень был важен тот факт, что ЖК Баланс, на который я…

  • Поездки с ВВС, 23 марта

    Вышел из комы ночью там, где храм на крови без крова*, Капельницы в клочья, жить начинаю снова. Разлетелась вода снегом, белой ваты жую мясо,…

  • Тезисы и предложение выступить в ОП города Москвы

    Тезисы к встрече в ОП города Москвы (комитет по культурному наследию) Межрегиональная общественная организация "Архивный дозор" создана историками,…