russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий (ouranopolis) wrote,
russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий
ouranopolis

Армения, завершение. Детокс.

Вам совершенно ничего не скажет название городка Апаран или деревня Люсагюх или Анкаван. Вас не обогатит название горы Дамлык.
Возможно, вам будет интересно про армянский детокс.

Основное отличие Соболя от меня состоит в том, что Соболь мягче в словах и действиях, но строже в принципах. Там где я скажу "гостиница полное дерьмо", Соболь скажет"Ну, там отличные люди зато!" Соболь заметит, что я не сказал гостям тост от гостей и вообще замечает такие мелочи, однако в целом, Соболь принципиальнее, чем я.

Мы шли по дороге вверх. Сначала нас сопровождали машины с кострами и шашлыками и беспрестанно орущей музыкой (а вы думаете, только в России слушают музыку громко?) Кстати, апаранцы считаются особенно упорной и трудолюбивой деревенщиной в Армении. Почетного звания "ишак" в Армении удостаиваются только уроженцы Апарана и Карабаха. Потом все это осталось позади. Кстати говоря, сами армяне ходить в горы не любят, подобно тому, как жители прибрежной полосы могут прожить целое лето и не купаться.
В горах злое солнце и я предусмотрительно несу на списне рюкзак с вещами обоих - чтобы больше сжигать.

Сначала идет просто щенячий восторг - пить из ручьев и бегать по лужам, поливать голову и обмываться в воде, словно смывая все, что было на этой неделе. Соболь врубает айфон, у которого нереально сильная батарея. -иногда музыка катит, иногда не катит, но музыка - какой-то ЮАРовский рэп, не раздражает.
Смысл маршрута - в перевале между двумя мецами, т.е. регионами Армении: Арагац и Котайк. А, по сути, смысла в нем нет, выбран классический не-туристический маршрут, лишь бы было мало туристов. Так сделано специально.
Такие дороги между Мецами (регионами) сделаны в военных целях - на случай войны. Проехать тут может только джип, но, впрочем, без особого труда. Пока мы шли. ни одна машина не проехала.

Ладно. Я вру. Это не просто дорога. Мы идем к перевалу Тух Манук.

Провинция Апаран связана с дохристианской историей, кроме того, тут издревле живут курды-езиды, которые исповедуют религию, близкую зороастризму и древним Авестам. Тух Манук - это в переводе в армянского "смуглый юноша" - в армянском дохристианском эпосе ряд прекрасных юношей рождаются от воды и один из них - смуглый юноша, родился из тех вод, рядом с которыми мы живем. Так же называется и древняя часовня, которую мы видим на выходе из деревни.

Тема нашего похода - неклассическая Армения. Неармянская. Или совсем уж древнеармянская.
Но в том то и прикол, что тема дороги формируется из дороги.

На перевале - мраморный карьер. Пастух, который сопровождал нас минут 20, восхищался соболевским рэпом, "класьна", хотя и не знал ни слова по армянски.

Детокс Тух-Манук начался!

Неожиданно мы видим впереди стадо овец и бегущих к нам волкодавов. Застываем. Пастухи отводят собак и приглашают в гости. На высоте 2.500 мы в гостях у пастухов-езидов!

Езиды меня всегда очень интересовали.

Езиды - курдская народность. Самый известный езид (теперь уже покойный) криминальный авторитет Дед Хасан, кстати, дед Хасан - герой езидских сказок. В мире их всего 700 000 человек, почти всю свою историю они подвергались гонениям, что связано с тем, что езиды сохранили сложную дуалистичную религию (т.е. веру в двойную основу мира - добра и зла, каждая из которых нуждается в поклонении).
Наши езиды - эчмиадзинские. В Эчмиадзине у них богатые дома, но тут, на фоне огромной отары они в рабочей одежде, которой стесняются. Разговорились. Овец разводят ради молока и мяса, стригут шерсть каждый год, но не продают её, так как её не покупают (!!) - покупательная способность в Армении упала до нуля.
Я рассказываю про давнее наше с Соболем желание поехать в Курдистан - сирийский и иракский.



Часто нападают волки и медведи, так что нужно много собак. Особенно часто нападают в облачную погоду и ночью.
Постепенно мы спускаем уже в другую провинцию (метц) Армении - Котайк. На стопах подъезжаем к развалинам монастыря Артаваз.
Именно у езидов Соболь понял, что сам превращается в "Тух-Манук", т.е. смуглого юношу, а, иными словами, может сгореть - и надел майку. Сделал он это вовремя, сгорели мы очень сильно, но не криминально.

На мой взгляд армянские церкви надо смотреть исключительно в развалинах. Только тогда видна суровость, надежность армянской кладки, реальная, физическая чернота стен. Люди при осмотре армянских церквей только мешают. Новые армянские церкви, а также те, которые строятся из "рыжего" или светлого песчаника ничего не расскажут вам об армянском христианстве.
Армянские церкви- это церкви-крепости. Крепости, которые строились уже с расчетом на то, что за все время своей истории они будут несколько раз превращены в руины. И снова поставлены. И снова превращены в руины. Ни в одном распиаренном армянском монастыре вы это не увидите. Ну, только если зимой и в очень плохую погоду. Да-да, армянские церкви надо смотреть именно в ПЛОХУЮ погоду.

Дело в том, что в нашем маршруте я собирался показать Соболю сначала развалины монастыря Артаваз, а потом разрекламированный во всех открытках Севанский монастырь (тот самый, где в 2006 году наша экспедиция потеряла Климася) - тут есть и внутренняя связь, дело в том, что архитектор Севанского монастыря Маштоц строил Севанский монастырь на примере Артаваза, который уже существовал тогда. Но, как вы увидите в дальнейшем, мы не успели в Севанский монастырь.


Поздно вечером мы выходим на точку второго маршрута- поселок Ахавнадзор. По интернету, тут должна быть гостиница, оказывается, пансионат. Подвизившие нас армянские братки высказали желание вписать нас туда, вызвали директора и тот, а) проверив наши паспорта б) прописку в) взяв 1000 рублей (в драмах) г) услышав, что мы знаем местного военкома вписал нас в весьма уютный номер с горячей водой. Кстати, действительно с горячей. Холодной воды в гранах не было.

Окончание следует.
Tags: Армения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments