russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий (ouranopolis) wrote,
russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий
ouranopolis

Categories:

Рахматуллин "Облюбование Москвы"

  Мимо второй книги Рустама Рахматуллина, я , конечно, не мог пройти. Вообще Рахматуллин для меня совершенно реальная персона, потому что ещё в 2004-2005-ом я читал  принесённые мне по секрету из Литинститута  на дискете распечатки ещё не изданной книги. Уже тогда понимал, что будет бомба.
Действительно, так и есть. Рахматуллин не просто учебник мистического москвоведения, не просто единственный достойный авторский путеводитель и у него есть важное качество - он не сюсюскается с читателем, он говорит об очень сложных вещах как о само собой разумеещемся. Имея немалый опыт и количество часов и дней проведённы по Москве экскурсий, многие места было откровенно тяжело читать - я не мог представить и понять, а о чём, собственно, говорит автор.

Автор суммирует вещт, в общем, понятные, когда сумма всего  произошедшего, прочитанного и просмотренного формирует некоторые такие облака смыслов, например - для автора очень важны понятия земщины и опричнины, где земщина - это сосредоточие всего местного, народного, косного, консервативного, кондового, опричнина же - особый, опричь, т.е кроме стоящий, оппозиционно стоящий. Так, он долго и упорно обсуждает тему Арбата - Арбата как сосредточия частной жизни - опричнины и Кремлю и "земщицким" Замоскворечьем и Заяузьем с Таганкой (она и в советское время эта разница сохранилась - интеллигентский Арбат и
станция "Таганская"
 песня залихватская

Книга Рахматуллина тем и хороша, что берет высоколобые примеры на простые идеи. А потом начинаешь подставлять себе вместо высоколобых примеров простые - и удивляешься - а ведь прав был Рахматуллин!

Так и у "Любэ" в "Улочках московских" герой наблюдает песни пляски простого народа "на Крестьянской заставе" и "девок у Покровских ворот" . 
Это у Покровских ворот - девки, а вот на Смоленке - что уже в "арбатской", "опричной" части города, сосредочии индивидуальной жизни - там уже не девки, а ...

..."а на Смоленке встречу я ДЕВУШЕК клёвых".

все девки остались на Покровских воротах - здесь чистая публика.

Дальше - больше - "позвоню от Белорусского Кате - Кати нэт, ответит грузин".

Оно конечно, интересно, но какая улица у нас отходит от Белорусского вокзала? Правильно,  Грузинский вал! И снова с окраины Арбатской части  (Грузин) герой снова попадает на Арбат (хотя, на самом -то деле совершает круголя - от Смоленки к Белорусскому ход как раз через Арбат, причем, старый - конец его, собственно и есть Смоленка! Так зачем же автор ходил на Белорусский? Наверное, хотел не просто позвонить Кате, а к ней зайти. Потому что живёт она в окрестностях вокзала - наверное, на том же самом Грузинском валу, ну, или на Большой Грузинской. Вместе с грузином. 

Но герой не грустит - потому что много есть ещё Катерин. Вот, начитаетесь Рахматуллина - будете такие же умозаключения делать :)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments