russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий (ouranopolis) wrote,
russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий
ouranopolis

Categories:

Только фанаты смогут прочитать этот текст до конца...

Про нашу поездку в Дагестан...Из этого материала сделана статья, которая выйдет в "Этносфере" в феврале, а это - "нефильтрованный" вариант, чем он, может, и интереснее...

ДАГЕСТАН

 

   НА самом деле эта история про то, что бывает, если вдруг начинаешь всерьёз задумываться о том, чем занимаешься.

В начале этой истории спор двух учителей истории в стенах элитной московской школы о том, как преподавать историю в современной школе, только чтобы не для дураков, а серьёзно.

   Киношкола, в которой проходили все описанные выше события в году 2004-2005 учит детей творчеству. Не для дураков – ну там , лепить , красить, а  серьёзно. А значит тоже, в своём роде, «будит драконов» –  если ты понял, что как классно творить в 16 лет, то следующий самый большой вопрос стоит в том, кому это всё надо после того, как ты покинешь Школу?

      Говоря о том, как всё серьёзно, стоит привести примеры, что Киношкола делала экспедиции ни много ни мало как в детскую деревню на границу Таиланда и Мьянмы, где живёт человек по имени ПиНарт, усыновивший больше 20 детей и сам вылечивший ребёнка от СПИДа. Или в Мексику, в штат Оахака, к полумятежным индейцам -сапатекам. Или ставила  поклонный крест в память о растрелянных в 30-ых Новомученниках  на Соловецких островах.

      В основе будущего «Уранополиса» лежали тоже две экспедиции – одна на Алтай, где киношкольцы и познакомились в театром «Мастерская Вахрамеевых», которая вот уже на протяжении 15 лет  ищёт пути объединения восточного и западного театров и достойного места творца – художника в мире и экспедиция «Глобальная память»  в 2006 году по сакральным местам Турции, Грузии и Армении.

       Экспедиция в «Арм.Турцию» поставила просто таки неразрешимые загадки. Например, о власти священных символов над человеком. В ходе экспедиции мы  увидели множество заложенных на планете «спящих бомб», которые, как 4-ый реактор Чернобыльской АЭС просто ждут своего времени:

               Айя-София в Стамбуле, превращённая из главного храма восточного христианства в мечеть, а затем в музей. Священный армянский монастырь на острове Ахтамар, замотанный колючей проволокой со сбитыми крестами, армянская столица Ани на самой границе Армении и Турции. Но самое страшное впечатление произвела последняя Пасха духоборов в деревне Гореловка на границе Грузии и Армении.Эта русская община с очень интересным воззрением на религию, те, которых в своё время защищал Лев Толстой и Кропоткин, прожили здесь, на высоте почти 3 километра 150 лет, они пережили тяжелейшие времена, а теперь уезжают...

 Почему, что ушло? Почему духоборы, которые никогда не обращали внимания на бытовые вещи, пережили тяжелёйшие годы, за последние 15 лет исчезли на 95 % и доживают последние годы в Грузии?

    Возможно, это произошло потому что духоборы потеряли смысл собственного существования, который всегда воплощается в мире в виде святых мест, святых людей, той «соли земли», которая есть у каждого народа.

  Духоборы вымирают не потому что их «вытесняют армяне» как они считают, а потому что не видят смысла больше в собственном существовании

   Духоборы – миниатюра России. Художники, мудрецы, философы вот те, кто должны доставать из глубин бытия творческие силы, которыми живёт народ, страна...

      В июне 2006 года Виталий Семёнов, учитель истории Киношколы и Герман Пикус, театральный режиссёр, выпускник театральной студии Вахрамеевых, оставили Московскую Киношколу и в октябре основали «Уранополис» - творческую лабораторию, которая должна была решать лишь один вопрос – достойные задачи для художника, творческого человека в современном мире.

    Примеры у ребят  были:  ашуги – народные певцы Кавказа и Средней Азии XVIII и XIX века, с точки зрения «Уранополиса» чуть ли не как воплощение хиппи и «разбитого поколения» века двадцатого. Мол, ашуги открыли природу творчества – двигаясь от одного учителя-шейха кдругому, от одного мазара к другому, переносили в своих сазах философские проповеди и сакральную тайну творчества и открывали её народу. Святые от искусства, многие ашуги были ослеплены, хотя трогать их запрещалось – как юродивых на Руси.

    Это могло бы стать ещё одной – очень вольной трактовкой творчества средневековых  поэтов и  певцов если бы не решение «Уранополиса» перенести философию творчества ашугов на свою сегодняшнюю жизнь.

      Так  что в Дагестан ехали, так сказать, прикоснуться к духовным учителям. Ради цели понимания сути ашугов «Уранополис» следовал за другим «ашуговедом» ХХ века – кинорежиссёром Сергеем Параджановым, снявшим о кавказских импровизаторах – философах целых два фильма «Ашик-Кериб» и «Саят-Нова».

   С лета 2006 года свою рекламную политику туристический бренд «Campus» поставил на поддержку как раз таких, никому не известных команд, за которыми, впрочем, стоят идеи. На Западе такая рекламная политика называется «венчурной», то есть рискованной... И , действительно, «Кампус» был САМЫМ ПЕРВЫМ спонсором в истории «Уранополиса», который поддержал «Уранополис», затем уже генеральным спонсором стал лезгинский этнокультурный  портал Sharvili.com

 

   Сноска:

 

  Что же, прежде чем двигаться дальше, стоит ещё немного рассказать об ашугах, а также о том, какое отношение они имеют к суфиям и дервишам.

 

   

  «Суфии - (от араб. "суфи", - носящий шерстяные одежды как атрибут аскета)   появились в 8 веке  на территории Ирака и Сирии. Они сочетали метафизику (ирфан) с особой аскетической  практикой; учение о постепенном приближении  ученика – мюрида через мистическую любовь к познанию Бога и конечному слиянию с ним; старец-наставник (шейх), вёл мюрида по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с Богом.

            Мудрость,   выработанную за  1000 лет,  суфии облекли в краткие, афористичные, легко запоминаемые притчи. Так, сказки о Ходже Насреддине –100% собрание суфийской мудрости. Они легко запоминались и заставляли думать.

          Западные путешественники, вплоть до начала XX века становились свидетелями совместных молений (зикр) суфийских орденов-тарикатов. Они пели, крутились на месте, впадая в экстатическое состояние (суфии ордена Маулавийа) показывали всевозможные трюки. Тайна суфиев была зримой, яркой, зрелищной, не удивительно, что она привлекает такой интерес. Монахи суфийских «монастырей» – текке, назывались дервишами.

     По-арабски «дервиш» означает «бедный». Дервиш - странствующий  и нищий суфий, который стремится понять Истину через путь и аскезу... 

      Ашуг (ашик) - певец которыё играет на саазе на свадьбах, слагает песни, исполняет песни других ашугов... Мастерство ашуга было сложным, чтобы выяснить степень мастерства, ашуги  устраивали между собой песенные прения, у арабских и персидских певцов  оно называлось «мушайра» или «муназира», у казахских и киргизских акынов «айтис», на Кавказе  - «дейишме».

  В  дейишме  кроме исполнения песен чужих, и, обязательно, собственного сочинения, входил «додагдеймез» - пение песен, произносимых без смыкания губ, а значит без звуков Б, П, М, В и Ф, , которые считались неблагозвучными. В Турции на состязаниях ашугов в Эрзеруме между губ поющего до сих пор вставляют булавку, чтобы он не смыкал губ.

           По правилам, ашуг должен обращаться к зрителям от первого лица. Ашуг много путешествовал, не только чтобы зарабатывать, но и для участия в конкурсах – дейишме, это было частью профессии. Зная по 2-3  восточных языка кроме родного: турецкий, персидский, а иногда и арабский,   сами, подчас оставаясь неграмотными (!) ашуги входили  в контакт с суфиями,  сами становились суфиями, дервишами, с помощью своего сааза, разнося сказания и поучения шейхов.

           Ашугство не  было явлением только мусульманским, известно множество армянских, грузинских, греческих ашугов, которые, используя в своём творчестве, как правило, турецкий язык, не являлись мусульманами. Таким образом, ашугство было формой межрелигиозного диалога. Неудивительно, что к ашугам люди часто обращались как к мудрецам, ведь, будучи мыслителями, ашуги  переносили религиозное учение не только в своё творчество, но и в свою бытовую жизнь, жизнь своей семьи, в воспитание своих детей. Так, ашугом был отец известного мистика начала века Георгия Гурджиева.

 

     Такой полёт мысли, о которым я написал в первой части остаётся, пока без завершения – наверное, спустя несколько лет станет понятно, смог ли «Уранополис» справиться с теми задачами, которые поставила перед собой, Ну, а первая экспедиция к дагестанским ашугам – состоялась – с 1 по 11 ноября 2006 года при поддержке турcтического бренда «Сampus» и лезгинского этнокультурного портала Sharvili.com

 

Subscribe

  • И снова Архангельск

    Конечно, никто не рассчитывал, что один из наиболее бедствующих и проблемных архивов России так тебе возьмёт и разрешит архивосохранную экспедицию.…

  • И снова - за Архангельский архив!

    ПЛАНИРУЕМ НОВЫЙ НАКАТ. ВОТ КАК ВЫГЛЯДИТ СЕЙЧАС ЗОНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. Под организацией имеется в виду МОО "Архивный дозор". 3 октября…

  • "Архизорро" в Инстаграмме

    В августе 2019 "Архизорро" превращается в общественное объединение "Архивам России - гражданский контроль!", в связи с этим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments