russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий (ouranopolis) wrote,
russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий
ouranopolis

О "малых" переселениях крестьян во времена Столыпинской реформы

Кстати, о стереотипах и социальных кодах, нигде они не выступают так ярко, как в брачном поведении:

События революции 1905-1907 гг привели к крупным изменениям в земельных отношений огромной Российской Империи. Наиболее известным моментов столыпинской реформы стало переселение крестьян из перенаселённых малоземельных губерний в Сибирь и районы. Приграничные Казахстану. Однако, земельные отношения либерализовались и в более широком плане: крестьяне получили возможность выкупать свою землю из общины, объединять участки, которые были часто раскиданы на удалении друг от друга.
Помещики, крупные землевладельцы малонаселённых районов воспользовались реформой и стали предлагать крестьянам выкупать землю на поселения. Не смотря на то, что крестьяне не получали государственной ссуды на переселение из Екатеринославской губернии в северные районы Области Войска Донского, как в нашем случае, такое переселение имело свои большие плюсы : крестьяне отправлялись не в далёкую Сибирь, а в районе, которые были гораздо ближе к их исторической родины. Например, от сегодняшней Великомихайловки, которая находится на стыке Днепропетровской, Донецкой и Запорожской областей до хутора Отрубы не больше 600 километров.
Такая «малая миграция» была массовым явлением, сначала перебирался кто-то из села, а потом по его стопам шли следующие, образовывалась группа земляков. Изучение метрических книг по двумя церквям слободы Михайловки Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского показывает, что в 1912-1914 гг на хуторе Отруба уже сложились группы выходцев из Александровской волости.
Например, изучение ГАВО Ф.54 оп 2 д. 35 показывает: почти половина всех прихожан церкви – иногородние, есть и прямые земляки Гавриленко, например, жители Екатеринославской губернии, Александровского уезда Михайловской волости Чебаненко, Матненко, той же волости деревни Воскресенка Вовк, (Вовченко), Чебаненко, Матненко. Такую же картину мы видим и по метрической книги села Секачи (за 1912 г). Украинцы, переехав на новые места, почти всегда заключали брак только с украинцами. Интересно, что такого не наблюдалось у столыпинских переселенцев в Сибирь, видимо, срабатывал психологический эффект – переселенцы в Сибирь психологически «отрубали» себя от родины, а переселенцы в 500-600 км имели возможность, в случае чего, вернуться, а, значит, держали в голове, чтобы брак был «нормален» с точки зрения их земляков.
Следующие годы войны и лишений привели к тому, что многие семьи до 1930-х годов совершали «маятниковые» движения, будучи не в состоянии выбрать, где же всё-таки стоит жить и где лучше.

Tags: XX_век, Генеалогия, Миграция, Столыпин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments