russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий (ouranopolis) wrote,
russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий
ouranopolis

Кипр Часть 3 Пафос. Мозаики и церковь Хрисополитисса

Как вы уже поняли, меня интересует понимание. Дело  в том, что мне надо многое объяснять своему 8-летнему сыну, много где с ним бывать, и достаточно быстро я понял, что я сам мало понимаю, как что работает. Т.е. надо сводить сына в Третьяковку, чтобы увидел картины. А зачем? Т.е. что конкретно на этих картинах. Надо сводить в зал египетского и гречесского искусства в Пушкинский музей, я сам там был тысячу раз, это осталось на ретине моих глаз, но что конкретно я видел?

Та же проблема и со взрослыми, т.е. будучи в Пафосе надо посмотреть Гробницы царей, Мозаики, но что конкретно мы видим?

Итак, мозаики, тоже обязательная часть визита в Пафос. Собственно, это и есть древний Пафос, точнее, его центр, копается давно и разными университетами, например, местный театр - университетом Сиднея, а часть мозаик - университетом Варшавы.
Что сказать? Конечно, воздух, простор, море, картинки мозаик создают воздушное, лёгкое настроение, но меня лично несколько напрягает то, что а)

зимой большая часть мозаик закрыта песком, т.е. вы их не увидете. Увидете 1 или 2.

И б) Тут придумали названия тем местам, где они находятся, например, "Дом Диониса", "Дом Эона" - на самом деле это помещения одного большого дворца, например, самая известная мозаика в "Доме Диониса" (и единственная крытая на деньги Фонда Левантна), это мозаика, условно, в приёмной, ресепшене этого дворца - и так большинство других мозаик.

Это то, что я не люблю, т.е. вы смотрите на мозаику. Отлично. И вам кажется, что (как и сейчас на окраинах Пафоса) было тут несколько новых древнекипрских вилл. И каждый бабахал, значит, себе на пол мозаику, ибо это круто. А вообще всё не так. Потому что была тут плотная общественная застройка, условно. МФЦ, рядом театр - т.е. культурно-развлекательный центр, и вот на полу этого общественного (!) здания киприоты забабахивали мозаики. Из частного, вообще, на Пафосе только "Могилы царей" (см. ниже, я про них уже рассказывал).

Я опять всё испортил?))

Если серьёзно, то есть тут кое-что интересное. Это я раскопал уже потом, когда гуглил тему. Одна из мозаик находится в "доме Эона", как я уже сказал, никакого дома Эона тут не было, просто там мозаикам с изображением Эона

Так вот Эон (αἰών )в древнегреческой мифологии - это бог длительности времени. У Римлян он стал Этернитасом, т.е. Вечностью - т.е. временем без начала и конца.
Так вот, один из польских историков, который копал эти мозаики - Марек Ольшевский (Marek Olszewski)
Говорит он вот про эту мозаику


Фото из блога Сергея Усачёва.
Так вот, Ольшевский, не много не мало, считает, что эта мозаика - это своеобразный ответ распространившейся тогда проповеди  христианства, где автор язычник  на деньги богатого римского гражданина с философским образованием, тоже язычника, давал развёрнутое представление о роле человека и его души в языческом мире в противовес представлениям христианским. Так сказать "спор в комиксе". Под таким взглядом мозаика становится не просто произведением искусства, а манифестом.

А теперь к последнему памятнику, который мы посетили - Церковь Хрисополитисса.


Вот где всё показано очень понятно - существующая церковь - весьма поздняя, стоит на  развалинах заботливо раскопанной старой как картонная коробка. Кстати, эта церковь двойная - в ней служат, по особому договору, и католики и православные (вообще католический придел есть и в церкви Святого Лазаря в Ларнаке), это показывает совершенно особый статус церкви, об этом ниже.

Это место было церковью 2000 лет, место не просто "намоленное", а меганамоленное, однако, как я сказал, тут это хорошо показано. Навесная дорожка проходит над остатками первичной базилики, можно рассмотреть мозаичный пол с христианскими символами, а толковые информационные доски цветом выделают когда какая часть построена.

Это место настолько знаково, потому что апостол Павел, в ходе своего первого миссионерского путешествия вместе с Варнавой, который был из местных спорил тут, как говорит Парфёнов, "на этом самом месте" с еврейскими "волхвами" (кто такие были в 40-50-м году нашей эры еврейские "волхвы", конечно, большой вопрос), был схвачен, привязан к колонне и бит, впрочем, несильно, ибо был римским гражданином. Колонна сохранилась.

Вот она. Также тут обратил он в христианство местного римского начальника города - Сергия. Спустя 400 лет тут была построена первая христианская базилика (от неё и остались мозаики и колонны), потом, как водится, разрушена, построена ещё одна - уже средневековая, а маленькая нынешняя церковка  уже третья.

Продолжение следует

Tags: Кипр, Путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments