russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий (ouranopolis) wrote,
russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий
ouranopolis

Ещё раз к катастрофе на ст. "Перерва"

Как я всегда говорю, собственную родословную книгу надо переделывать каждые 10 лет, серьёзно перерабатывая и дополняя. Строго говоря, лучше вообще писать заново, просто используя материалы предыдущей книги. 2-е издание моей вышло в 2015 году, значит, следюущее в 2025. Но может быть и раньше)

Один из моментов, который меня сильно интересует — это обстоятельства железнодорожной катастрофы на станции «Перерва» в которой погиб мой прадед — Семёнов Никита Андреевич. Произошло это в ночь с 7 на 8 сентября 1930.

В семье всегда знали, что он погиб при катастрофе поезда, уже я нашёл его свидетельство о смерти, а там была причина, что «погиб при крушении поезда». Уже в Интернете я нашёл сведения на книгу Зауэра о том, что крушение в ночь с 7 на 8 сентября было одно — на Перерве. Что было логично: дед ездил к родственникам или в Тулу или в д. Хованское, нашу родную деревню (Алексинский район Тульской области) и возвращался домой, на пл. Плющево (тогда «Шереметевская»)

С тех пор я активно ищу списки погибших, потому что именно списков погибших я не видел ни разу. Каково же было моё разочарование, когда я увидел в тексте документа из ГАРФа, мол, разрешие зачитать список погибших, и дальше .. пустой лист и написано «читает список погибших»!!!

Тем не менее, в этой стенограмме из ГАРФа я нашёл для себя что-то интересное. Например, я впервые разобрался, что такое «рубашка золотника» - это деталь в районе колеса паровоза, которая распределяет пар. До этого я думал, что это как-то связано со сцепкой вагона и паровоза.

Другой момент, это, конечно, то, насколько ситуация с поездом была критическая. Паровоз (модель С 326) был после ремонта и показал проблемы с золотником уже во время испытательного прогона. Причём, срыв золотника тогда произошёл потому что машинисту резко махнули и он применил экстренное торможение (он подумал, что кто-то попал под поезд).
Поезд должен был прибыть в 22.00 часа и к моменту катастрофы опаздывал на 5 часов 23 минуты (и это на маршруте «Тула-Москва»!!), поезд дёргало так, что пассажиров срывало с место в момент троганья.

Характерно, что машинст Макаров — старший машинист паровоза, был ещё из «старой гвардии», на железной дороге был уже 30 лет. Курская ж.д. тогда ходила в «двоичниках», катастрофы там были чаще, чем на других дорогах. Он пришёл к своему рейсу за 2 часа, хотя по инструкции надо было за 30 минут, потому что знал, что «молотка нет, или ещё нужного инструмента, как у нас очень часто бывает».

Частично о причинах этого рассказывает сам Макаров

«Последнее время чтобы выточить 20 колец приходится точить по 30-40 колец (т. е. заготовок), остальные ломаются. Очень сухой чугун.

Ну и наконец, то, что помощь приехала только через 30-40 минут, хотя ближайшая больница была всего в полутора километрах. Но время было, напомню, 3.30 ночи. Погода была ясная, но было уже прохладно (см. ниже). Ну и, наконец, уточнение числа жертв, погибших было на месте — 13, а всего — 15, 47 тяжело раненных.


ГАРФ фонд Р5474 оп.11 д. 292 стр 124 (Стенограмма судебного заседания военной коллегии верховного суда союза ССР по делу о крушении на ст. Перерва - 28 и 29 сентября 1930 г. Часть II-я)


Чернышев, работник южного поста ст. Люблино

...когда прибежал, то увидал рабочих южного поста, которые принесли лестницу и подставили к разбитому вагону и выносили из него раненных. Среди пассажиров была большая паника, били руками голыми стёкла окон, крики всё ещё продолжались. Когда вытащили пострадавших пассажиров, то они идти не могли, вытащили одну девочку лет около 5, которая была ещё жива, но в силу того, что врача долго не было, умерла без оказания помощи.
Из разбитых окон пассажиры выскакивали с разбитыми головами и ногами, где и продолжали лежать, прося о помощи, но которой ещё не было и которая была оказана только через 30-40 минут. Когда явилась медпомощь без санитарного вагона, раненных перевязывали на земле, которые пут-жа (!) продолжали лежать на земле и кричать, что им холодно и больно, в таком положении лежали около 20 минут, а потом их стали класть в уцелевший классный вагон, а мёртвых клали в товарный вагон.
Tags: Магия места, Марьино, Мои корни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments