russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий (ouranopolis) wrote,
russianmemory.ru Историк-генеалог Семёнов Виталий
ouranopolis

Новый материал "история о мёртвых солдатах"

Что больше всего сложно для "патриотической" и "анти-патриотической" общественности, так это лоскутность истории войны.
История войны не была плохой или хорошей, в ней совмещён как и пример тотального геноцида, прикрытия полного непрофессионализма командования и желаний Сталина, Жукова и ище с ними "взять нахрапом" речами про "патриотизьм" "долг советского солдата", так и примеры гениального введения в строй новых видов вооружения, оперативно и чётко проведённого призыва в рамках всего огромного СССР, а также перевода экономики на военные рельсы.

Проблема изучения войны в СССР и России состояла в том, что это была история военноначальников, где главным мерилом успеха был результат. Именно поэтому Жуков рассматривался, как, реально, эффективный военначальник. Факт того, что Жуков просто сжег 120 000 тысяч человек на Зеловских высотах (и ладно бы только их) как бы неважен.
Вообще факт "сбережения людей" в РККА не рассматривался как приоритетный. Он был на 4-й, 5-й позиции.

Также произошло и после войны. Погибшие бойцы были преданы не один, а десятки раз. Их перепахивали под картошку, их скрывали, их имена не писали на могилах, превратив их в площадки для приёма пионеров.

Тут я привожу пример того, как в отдельно взятой части - 204 СД пытались взять под контроль ситуацию с воинскими захоронениями, среди документов - любопытнейшая переписка о нахождении солдат других частей. Я попытался пробить их по ОБД-Мемориал и вот что вышло.


Путешествия мёртвых солдат
ПРАКТИКА ЗАХОРОНЕНИЯ СОЛДАТ ДРУГИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ 204 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ ( 1943 ГОД)

Сегодня мы разберём крайне интересный вопрос о том, что бывало, когда тела убитых бойцов находили похоронные команды других частей. В начале войны, т.е. в 1941-1942 гг, как правило, ничего не бывало. Сохранились сведения о целых полях, усеянных трупами, о наших машинах, едущих по телам наших же бойцов, которые не убирали, потому что они "не нашего подразделения", но к 1943 году начали постепенно наводить в этом порядок.

Среди дел 204 сд есть очень интересное дело (ф.1466 оп 2 дело 4 коробка 1259) "Переписка по учёту безвозвратных потерь". Нет сейчас возможности описывать всё, что в нём интересного, но, например вот это:

Есть красноармейская книжка с фото Кашавого (Кошевого?) Егора Андреевича, жена Кошевая Анна Фёдоровна Семипалатинская обл. КазССР Жене-Семейский район, убит 19 09 1943 у с.Пастрюхово Духовищенского района Смоленской области, похоронен там же, так вот местом службы указано
"часть 58 9 с п (?) 2 УПБ 8 уп.рота" (как это расшифровать?), , он был найден (мёртвым) солдатами 204 сд и похоронен. И на ОБД его нет!! Итак это №1

Установить, кто это, не удалось

Читаем дальше
"22.9.1943 препровождаю документы убитого БЕСЕНБИЕВА КАБИТ И АБСАТАРОВА ФЕЙЗУЛХАЛ трупы которых обнаружены в районе села Пастрюхова Духовщинского района Смоленской области похоронен у этого села 21 09 1943 служили в 710 сп 219 сд . Это номера 2 и 3

Возможно, это Бисенбаев Габит, 1924 гр, призван Теректинским РВК Казахской ССР Западно-Казахстанской области КазССР по данным подворовых опросов значится пропавшим без вести 12. 1943

ОТКРЫТЫ НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ТРЕБУЕТ УВЕКОВЕЧЕНИЯ


Абсатаров Фейзулхал установлен, это Абсаттаров Файзелхан Абдулхакович, уроженец Кармаскалинского района БашАССР, погиб 21 09 1943, причем в КП РБ указано, что он похоронен в Пастрюхово, и день и дата точны! А вот на ОБД по нему ничего не нашли.

Семёнов Климентий Семёнович (№4), Махалин Иван Степанович (№5),трупы обнаружены и погребены деревня Стан(и)ги Демидовского района Смоленской области служили 950 сп 262 сд погребены 22 09 1943 - они, по-моему, есть на ОБД

Как удалось выяснить это Семёнов Климентий Семёнович 1903 гр, уроженец Сотнурского района Марийской АССР, боец 262 СД, который значится убитым и УЖЕ ПОХОРОНЕННЫМ (своей частью) именно в той самой деревне Станиги Демидовского (затем Понизовского) района Смоленской области.

C Махалиным тоже интересно - это солдат действительно 262 сд 950 сп, 1905 гр, уроженец Новосибирской области, но по данным документов этой части он погиб 26 09 (!) и похоронен у деревни Куприяново Понизовского района Смоленской области (сейчас Руднянский район Смоленской области!). При этом 204 сд рапортует, что он уже 4 дня как мёртв и похоронен в другом месте!

Однако тут может быть, что ошибка в документах именно 204 сд, потому что на 22 сентября 204 сд был ещё в районе Пастрюхово-Дворяниново, а не в районе деревни Станиги.

6 Крамской Фёдор Николаевич служил в 1-й отд. штурмовом батальоне, рота ПТР, тоже найден и погребен бойцами 204 сд, про него удалось установить, что это уроженец Курской области Иванинского района села Бородино отв. секретарь партбюро, мл. политрук 472 сп 162 сд, при этом он же имел, видимо, отношение к 1-му отдельному штурмовому батальону 39 армии по которому значится погибшим, но напротив него стоит пометка "нет", это значит - тело не найдено. По КП Курской области он же значится пропавшим без вести. Теперь мы знаем, что он был найден и погребен бойцами 204 сд а Пастрюхово.

Что удалось выяснить?

На форуме сайта forum.patriotcenter.ru удалось найти следующие сведения:

Приказ 1-му ОШСБ 19 октября 1943 года №46. По части строевой.
4. Объявляю список личного состава батальона, пропавших без вести в боях с немецкими оккупантами с 25.09 по 19.10:
18. Мл. п-к Крамский Фёдор Николаевич (убит 26.09)

Итак, он был похоронен солдатами 204 сд в деревне Пастрюхово Духовщинского района Смоленской области, его судьба установлена, это является основанием для увековечения!

Кстати, вот ещё что интересно: этот штурмовой батальон (по сути, это недо-ШТРАФНОЙ батальон , куда очень часто отправляли офицеров после проверки в лагерях НКВД после плена, но, в отличие от штрафных батальонов, в них не лишали званий), так вот, он формировался в Подольске Московской области. И, возможно, что Кошевого проверяли в том же самом спецлагере НКВД № 197 (который иногда называется лагерь № 174) списки которого я копировал в Подольском военкомате ПАРАЛЛЕЛЬНО с тем, как выписывал эту историю. Мистика!

Это видно из дислокации батальона:



Дислокация батальона из книги приказов №2:
13.08 - пос. Гулево
с 14.08 по 18.08 - гор. Подольск
с 19.08 по 13.09 - пос. Гулево

14.09 - в пути
15.09 - не указано (прифронтовая полоса)
05.10 - роща Горелая Лешня
11.10 - роща сев. 300 м. Дрозды
18.10 - роща 0,5 км. сев. Знайдино
21.10 - роща вост. 1 км. Дрозды
03.11 - село Княжино

А вот, список пополнения этого штурмового батальона (опять же, все по тем же материалам forum. Patriotcenter.ru)



Прибывшие из лагеря №174: 17.08.43 г. - 309 человек, 22.08 - 26 человек, 23.08 - 52 человека, 01.09 - 11 человек.


Получается, что он формировался из офицеров, проходивших проверку в спецлагере № 174 в Подольске, списки которого я фотографировал на тот момент, когда делал эти выписи.

О том, когда Крамской попал в плен:

Крамской Фёдор Николаевич , 1916 гр,
Место рождения Курская обл., Иванинский р-н, ст. Лукановка, Колпаковский с/с
Мл. Политрук, попал в плен (освобожден)
Дата выбытия 18.10.1941 по материалам РГВА
С частью до попадания в плен не понятно. 473 сп 154 сд или некая часть 162 сд.

ОТКРЫЛИСЬ НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ТРЕБУЕТ УВЕКОВЕЧЕНИЯ


7 Самодиев Айтнаше, про него есть целая переписка - он присоединился, как отставший к 730 сп 204 сд от соседней части и погиб в тот же день, вот он единственный, кто внесен в списки погибших 204 сд. Он не успел пройти регистрацию, сразу был вброшен в бой и сразу погиб. В этот же день!

Tags: Захоронения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments